Как организовать систему управления требованиями?
При организации системы управления требованиями необходимо, в частности, провести перепись требований, разработать кредитную политику, критерии оценки клиентов и установить процессы контроля, анализа и сбора требований. Система управления требованиями состоит из двух областей Кредитная политика позволяет использовать требования в качестве инструмента роста продаж. Система управления требованиями создается путем регламентации всех процедур, связанных с формированием и сбором обязательств. При организации системы управления требованиями необходимо также определить, как демонстрируется установленная система управления и какими документами руководствуются сотрудники на рабочем месте. На практике организация разрабатывает и утверждает соответствующие приказы и распоряжения. Они должны быть подписаны сотрудниками, участвующими в устранении требований (ст. 22 ТК РФ, ст. 68 ТК РФ, Вторичное решение Московского областного суда от 9 мая 2016 г. по делу N 33-24265/2016, Решение Московского областного суда N (Решение Московского областного суда по делу N 33-15865/2016). Однако в любом случае установленная система управления требованиями и другие системы управления должны регулярно контролироваться, анализироваться и анализироваться руководством компании.
Система управления дебиторской задолженностью Создание системы управления дебиторской задолженностью предполагает: организацию и анализ запасов дебиторской задолженности — создание правил обработки дебиторской задолженности — определение допустимого размера оборотных средств, направляемых на дебиторскую задолженность, отсрочку платежей покупателям — формирование системы условий кредитования покупателей, включая систему скидок и штрафов Формирование критериев оценки и разграничения различных видов требований и дебиторской задолженности.
Показатели (критерии) оценки дебиторской задолженности Для оценки дебиторской задолженности используются следующие показатели. 1. коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности (Кодз), который определяет эффективность кредитного контроля, показывает, сколько раз выручка от реализации может покрыть средний остаток дебиторской задолженности за анализируемый период, и рассчитывается по следующей формуле
где Кдр — чистая прибыль от реализации продукции- Дз — дебиторская задолженность (среднее значение за анализируемый период). 2. период оплаты требований (Ppdz). Определяет среднее количество дней, необходимых организации для получения оплаты за выполненные работы или услуги. Рассчитывается по следующей формуле.
где 360 — базовый период; Codz — индекс потока требований. 3. удельный вес дебиторской задолженности в процентах от общей суммы оборотных активов (УВдз). Он рассчитывается по следующей формуле.
где Дз — дебиторская задолженность (в среднем за анализируемый период) — ОА — оборотные активы (в среднем за анализируемый период). Увеличение значения данного показателя считается негативным явлением, так как свидетельствует о том, что увеличение доли оборотных активов временно отвлекается от продаж и не участвует в процессе текущей деятельности организации. 4. удельный вес безнадежных долгов в дебиторской задолженности (УВсдз) характеризует качество дебиторской задолженности, тенденция увеличения которой свидетельствует о снижении ликвидности организации, и рассчитывается по следующей формуле.
Где S Z-DIG-Потребности-DZ-Счета. Анализ расчетов по этим показателям показывает состояние требований организации за исследуемый период, а также позволяет достичь основной цели управления политикой требований.
Методы управления требованиями Управление требованиями является неотъемлемым условием эффективной работы организации. При этом могут использоваться различные методы управления. Их можно разделить на следующие группы Юридические: подготовительный контроль потенциальных клиентов-заказчиков на предконтрактной стадии, юридическое сопровождение каждой сделки, выставление счетов, восстановление надежного учета, внутренний контроль, своевременная инвентаризация и согласование контрагентов, договоренности с финансовыми санкциями (штрафы, пени, аресты), институциональная собственность и имущественные ковенанты. Все методы управления требованиями представляют собой три фазы: 1. функциональный контроль текущих требований; 2. 2. анализ требований (их оборачиваемость, платежеспособность, анализ структуры требований и т.д.) 3. система мер по сбору и реструктуризации требований. Отмечается важность планирования, организации и контроля труда с должником. Организованная система управления снижает количество требований в организме.