Нижегородская природоохранная прокуратура разъясняет
«Нижегородская природоохранная прокуратура разъясняет»
(информация на сайт ОМСУ и СМИ по круглому столу 06.12.2016г)
06.12.2017 года Нижегородской природоохранной прокуратурой в преддверии предстоящего 9 декабря Международного дня борьбы с коррупцией проведён круглый стол по теме «Реализация мероприятий Национального плана противодействии коррупции на 2016-2017 годы».
В работе круглого стола приняли участие представители контролирующих природоохранных и правоохранительных органов, общественных организаций, в том числе председатели комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов и должностные лица кадровых служб государственных органов, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона «О противодействии коррупции», координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией возложена на органы прокуратуры Российской Федерации.
Коррупция, как негативное явление в обществе, серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации национальной экономики, вызывает в обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам. При этом на современном этапе ведущая роль отводится мерам по предупреждению коррупции.
Согласно обобщенных сведений информационных центров ГУ МВД России по Нижегородской области и Управления на транспорте МВД России по ПФО, в 2017 году в Нижегородской области зарегистрировано 297 экологических преступлений (АППГ - 290), что свидетельствует о незначительном росте экологической преступности.
В структуре зарегистрированных экологических преступлений наибольшее количество преступлений – 208 (АППГ-194) или 70% от общего количества экологических преступлений - составляет незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов, 72 (АППГ-77) или 24% - незаконная рубка лесных насаждений, что связано с географическим расположением Нижегородской области, распространенностью данных природных ресурсов, а также развитостью в регионе деревообрабатывающего производства и сферы потребительских услуг.
Надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции в деятельности природоохранных надзорных и контролирующих органов, а также органах местного самоуправления является одним из основных направлений работы прокуратуры.
Нижегородской природоохранной прокуратурой в истекший период 2017 года проведены надзорные мероприятия по выполнению Указа Президента Российской Федерации от 01.04.2016 № 147 «О национальном плане противодействия коррупции на 2016 – 2017 годы», в ходе которых особое внимание обращено на реализацию региональных антикоррупционных программ и планов противодействия коррупции.
Надзорными и контролирующими природоохранными органами, а также органами местного самоуправления соответствующие планы противодействия коррупции на 2016-2017 годы приняты и исполняются.
В тоже время в ходе прокурорских проверок продолжают выявляться случаи нарушения антикоррупционного законодательства.
Нижегородской природоохранной прокуратурой в органах государственной власти и местного самоуправления выявлено 23 нарушений требований Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе закупок в сфере товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В отношении и.о. руководителя Департамента лесного хозяйства Нижегородской области и 17 глав администраций сельских, поселковых и районных администраций вынесено 23 постановления о возбуждении производств об административных правонарушениях по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ (утверждение конкурсной документации с нарушением требований, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок - в аукционной документации, не предъявлены требования к ее участникам: отсутствие у участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации; не привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 КоАП РФ - незаконное вознаграждение от имени юридического лица).
Имеют факты не целевого и не эффективного расходования бюджетных средств в рамках государственной программы «Охрана окружающей среды Нижегородской области», утверждённого постановлением Правительства Нижегородской области от 30.04.2014 № 306. Так, в ходе проверки исполнения законодательства о контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в деятельности ГБУ НО «Экология региона» по исполнению контракта по обеспечению безопасности сибиреязвенных захоронений, выявлены незаконные оплаты за невыполненные работы, не соответствие применённых материалов проектной документации, крайне низкое качество выполненных работ.
Принимая во внимание, что затраты по строительству объекта сформированы на сумму свыше 13 млн руб, в целях выявления и пресечения преступлений коррупционной направленности, материалы проверки направлены в ГУ МВД России по Нижегородской области для проведения соответствующих мероприятий, по результатам которых Нижегородской природоохранной прокуратурой будет принято окончательное решение и виновные должностные лица будут привлечены к установленной законодательством ответственности.
По результатам прокурорской проверки устранен конфликт интересов и коррупционные нарушения у государственных служащих Борского районного лесничества Департамента лесного хозяйства Нижегородской области, у которых супруги работали или владели акциями подконтрольного лесопользователя - ЗАО «Борский лесхоз», а у трех руководителей лесничеств в непосредственном подчинении находились их супруги.
Продолжает иметь место нарушение требований к организации доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и ее размещению в сети «Интернет» в части не размещения полных сведений о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера государственных служащих. Такие нарушения выявлены в деятельности Департамента лесного хозяйства Нижегородской области, Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области и ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО».
Допускаются случаи несоблюдения требований об урегулировании конфликта интересов. Так, в нарушение закона, заместителем Министра экологии и природных ресурсов, как заместителем председателя конкурсной комиссии (в отсутствие председателя комиссии), проведен конкурс на включение в кадровый резерв Министерства претендентов, одним из которых была супруга её двоюродного брата. По результатам включения в кадровый резерв, супруга двоюродного брата была принята на государственную службу.
По всем выявленным нарушениям виновные государственные служащие привлечены к дисциплинарной ответственности.
Не соблюдаются требования ст.12 ФЗ «О противодействии коррупции» в деятельности ряда организаций, в которые устроились бывшие государственные служащие. Так, незаконно привлечены к трудовой деятельности двое бывших госслужащих Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и республике Марий Эл – начальник и инспектор отдела государственного земельного надзора. Бывшие госслужащие были приняты на работу, однако в нарушение ч. 4 ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» и ст. 64.1 Трудового кодекса РФ работодатели не уведомили Управление о приеме их на работу.
Нижегородской природоохранной прокуратурой в отношении юридического лица и директора коммерческой организации, а также директора муниципального бюджетного учреждения вынесены 3 постановления о возбуждении административных производств по ст. 19.29 КоАП РФ.
Одним из распространённых нарушений является неисполнение организациями предусмотренных ст.13.3 ФЗ «О противодействии коррупции» обязанностей по проведению антикоррупционной политики. Не были определены подразделения или должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений, не были приняты кодексы этики и служебного поведения, не выполнялись иные обязанности по противодействию коррупции 18 организациями-природопользователями Нижегородской области: ООО «Эколог», ООО «Вираж», ООО «Ваше хозяйство», ООО «Фабрика композитов», ООО «Ноябрь», ООО «Ластра», ПАО ПКО «Теплообменик», ЗАО «ЗКПД-4 Инвест», АО Красный якорь, ООО «Экстим», ООО «Стихия», ООО «Парус», ООО «Маг Групп», АО «АВИАБОР», ГБУиНО «Нижегородский лес», ООО «Контактный зоопарк «Зверята», ООО «НАША ФЕРМА», ООО «Парк Приокский».
По результатам прокурорской проверки, в целях устранения нарушений, данными организациями приняты соответствующие меры по предупреждению коррупции.
Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно с оперативно-розыскными подразделениями МВД и ФСБ России по Нижегородской области пресечены коррупционные преступления в сфере землепользования и охраны лесов. Это уголовные дела по ч.3 ст.159 УК РФ по фактам незаконного изъятия земельных участков из государственной собственности в д.Сартаково Богородского района, с причинением ущерба в крупном размере, совершенные с использованием служебного положения и уголовные дела по ч.3 ст.260 УК РФ по незаконным рубкам с использованием своего служебного положения, причинившие государству ущерб на сумму свыше 4 млн руб в Починковском и Ардатовском районах Нижегородской области.
В рамках межведомственного взаимодействия, по материалам СУ СК России по Нижегородской области, возбуждено производства об административном правонарушении в отношении юридического лица – ООО «Калива», по факту незаконного вознаграждения от имени юридического лица руководителя Сосновского районного лесничества Департамента лесного хозяйства Нижегородской области.
Всего за истекший период 2017 года Нижегородской природоохранной прокуратурой выявлено 55 нарушений законодательства о противодействии коррупции в сфере экологии. С целью устранения нарушений внесено 24 представления, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 46 должностных лиц.
Возбуждено 28 постановлений об административном производстве. В порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ для решения вопроса об уголовном преследовании направлено 5 материалов коррупционной направленности, возбуждены уголовные дела.
В рамках реализации решения межведомственного совещания, проведенного в 3 квартале 2017 года, по вопросу организации информационного взаимодействия природоохранной прокуратуры с правоохранительными органами при выявлении признаков правонарушений, предусмотренных статьей 19.28 КоАП РФ, по материалам СУ СК России по Нижегородской области, возбуждено производства об административном правонарушении в отношении юридического лица – ООО «Калива», по факту незаконного вознаграждения от имени юридического лица руководителя Сосновского районного лесничества Департамента лесного хозяйства Нижегородской области.
В заключении хотелось бы еще раз напомнить государственным и муниципальным служащим об изменениях антикоррупционного законодательства.
Так, Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2017 года N 472 справка о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера дополнена разделом 7 «Сведения о недвижимом имуществе, транспортных средствах и ценных бумагах, отчужденных в течение отчетного периода в результате безвозмездной сделки».
Правом направления запросов в кредитные организации, налоговые органы Российской Федерации и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о представлении сведений об операциях, счетах и вкладах физических лиц, о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, сведений правах на имеющиеся или имевшиеся объекты недвижимости наделены руководители территориальных органов федеральных государственных органов и специально уполномоченные должностные лица.
По итогам совещания решено во взаимодействии с правоохранительными и контролирующими органами продолжить практику проведения совместных проверок, уделив при этом особое внимание вопросам исполнения бюджетного, антимонопольного законодательства, законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в экологической сфере с целью исключения коррупционной составляющей при их реализации.